Первичный рынок учится жить без доступной ипотеки.
Возможность купить квартиру в новостройке до последнего времени во многом зависела от доступности получения жилищного кредита для покупателя, с ужесточением условий госпрограмм сейчас она значительно сократилась.
Банки повысили требования к заемщикам, получающим ипотеку, большинство заявок на оформление кредита на первичном рынке сейчас заканчивается отказом, перебои с лимитами на выдачу кредитов по льготным программам сделали получение ипотеки недоступным для значительной части покупателей.
Но первичный рынок адаптируется к сложившейся ситуации, вместо ставшей недоступной ипотеки появляются другие инструменты продаж, рассказали участники онлайн-дискуссии «Продажи новостроек: итоги ноября, прогнозы на декабрь и 2025 год от лучших аналитиков России» (организатор – портал ЕРЗ.РФ).
Застройщики применяют различные варианты рассрочки, ряд строительных компаний стал давать скидки на отдельные объекты. Ситуация заметно отличается в зависимости от региона, от того какие именно инструменты к этому моменту уже начали использовать застройщики в крупных городах. По словам экспертов, в Новосибирске застройщики в последнее время активно работают с трейд-ин, с помощью которого им удается выводить на рынок покупателей,что пока живут в старом фонде и хотели бы переехать в новые дома.
«После июльского шока количество сделок на первичном рынке в городах-миллионниках к ноябрю начинает понемногу прирастать. Я думаю, что в декабре они останутся примерно на уровне ноября или чуть превысят ноябрьские показатели.
В дальнейшем ситуация будет зависеть от ряда факторов: размера ключевой ставки ЦБ, того, насколько банки будут обеспечены лимитами для выдачи ипотеки по льготным программам, общей экономической ситуации в стране.
Я думаю, что первая половина 2025 года будет временем крайне медленного восстановления рынка. Рост будет очень небольшим. Потому что у девелоперов нет инструментов, позволяющих одномоментно повысить доступность жилья. Они не могут уйти на значительное снижение цен на квартиры», — рассказала руководитель Центра маркетинговых исследований сервиса цифровой аналитики «Объектив.рф» Ксения Чернецкая.