## Как списать затраты на строительные материалы
Строительные материалы входят в состав основных средств предприятия, поэтому их списание должно осуществляться в соответствии с положениями бухгалтерского учета. Существуют несколько способов списания материалов, выбор которых зависит от выбранного на предприятии метода оценки выбытия объектов основных средств.
### Методы оценки выбытия объектов основных средств
FIFO (First In, First Out) — сначала списываются материалы, которые были приобретены первыми.
LIFO (Last In, First Out) — сначала списываются материалы, которые были приобретены последними.
По средней стоимости — материалы списываются по средней стоимости всех имеющихся в наличии материалов.
По себестоимости каждой единицы — материалы списываются по себестоимости каждой конкретной единицы.
### Способы списания строительных материалов
При выбытии объекта основных средств
При выбытии объекта основных средств (например, при его продаже, ликвидации или безвозмездной передаче) стоимость использованных материалов списывается с баланса предприятия.
При использовании материалов в ремонтах и реконструкции
Затраты на материалы, которые используются в ремонтах и реконструкции, относятся к расходам текущего периода. Их списание осуществляется путем отнесения на соответствующие счета затрат.
При списании материалов по истечении срока их эксплуатации
Материалы, которые по истечении срока их эксплуатации пришли в негодность и не могут быть использованы в дальнейшем, подлежат списанию с баланса предприятия.
### Документальное оформление списания
Списание строительных материалов осуществляется на основании следующих документов:
Акт приемки-передачи материалов (форма М-7)
Акт об оприходовании материалов (форма М-4)
Акт на списание материалов (форма М-17)
Требование-накладная (форма М-11)
### Порядок списания
1. Инвентаризация
Перед списанием материалов проводится инвентаризация, в ходе которой устанавливается их фактическое наличие и состояние.
2. Составление акта на списание материалов
На основании инвентаризационных данных составляется акт на списание материалов. В акте должны быть указаны:
Наименование и количество списываемых материалов
Инвентарные номера (если есть)
Остаточная стоимость
Причина списания
3. Утверждение акта
Акт на списание материалов утверждается руководителем предприятия.
4. Списание материалов
На основании утвержденного акта материалы списываются с баланса предприятия. Списание осуществляется путем внесения соответствующих записей в бухгалтерские регистры.
5. Утилизация материалов
Списанные материалы могут быть утилизированы или реализованы. Утилизация материалов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Реализация списанных материалов производится по остаточной стоимости.
### Бухгалтерские проводки
При выбытии объекта основных средств:
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 10 «Материалы»
При использовании материалов в ремонтах и реконструкции:
Дебет счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства»
Кредит счета 10 «Материалы»
При списании материалов по истечении срока их эксплуатации:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 10 «Материалы»
### Пример списания материалов
Предприятие приобрело строительные материалы на сумму 100 000 рублей. Материалы были использованы при строительстве нового цеха. Срок эксплуатации цеха составляет 10 лет.
Первоначальная стоимость материалов, отнесенная на стоимость цеха: 100 000 рублей
Ежегодные амортизационные отчисления: 100 000 / 10 = 10 000 рублей
По истечении 5 лет предприятие ликвидирует цех. Остаточная стоимость цеха на момент ликвидации составляет 50 000 рублей.
Бухгалтерские проводки:
Дебет счета 01 «Основные средства» 50 000 рублей
Кредит счета 10 «Материалы» 100 000 рублей
Таким образом, при ликвидации цеха на сумму 100 000 рублей списывается стоимость материалов, использованная при его строительстве.